Мы живем в Европе, а тут всех детей всегда сажают попой на пол — сами, учителя в школе и в детском саду. Причем не на какой-то теплый пол, а на самый обычный кафель. Причем они к этому так привыкают, что лет до 20 продолжают так же поступать - могут сидеть на улице на холодных камнях, или в магазине сесть на пол, чтобы померить обувь. А Вы говорили, что сидеть на холодном нельзя… Кто прав? Подскажите, пожалуйста!

опубликовано 11/04/2013 15:01
обновлено 31/01/2019
Разное, Закаливание, Образ жизни

Отвечает Комаровский Е. О.

Давайте попытаемся теоретически обосновать: почему все-таки нельзя сидеть на холодном? При контакте двух тел с разной температурой происходит перенос тепла от более теплого тела к более холодному. Этому нас учили в школе. Если человек наступил ногой на холодное, то нога реагирует совершенно определенным образом: возникает спазм сосудов кожи, соответственно количество крови, которое поступает к коже ноги, резко уменьшается. Как следствие снижается температура кожи ноги, и количество тепла, которое теряет организм человека, в свою очередь уменьшается. Это вполне понятный физиологический механизм обуславливает возможность людей вообще и человеческих детенышей в частности довольно-таки долго ходить босиком без какого-либо вреда для здоровья. Еще раз обратим внимание: человеческая стопа анатомически и физиологически приспособлена к тому, чтобы контактировать с холодом. Нет таких контактов (с рождения всегда носочки, обувь, ковровые покрытия, теплый пол) — сосуды теряют способность быстро ограничивать кровоснабжение, и мокрые ноги (вариант — холодный пол) приводят к переохлаждению и провоцируют проблемы со здоровьем. Теперь попытаемся представить себе, что произойдет, если с холодным будет контактировать попа. Понятно, что кожа в области ягодиц тоньше и нежнее, чем кожа стопы. Тем не менее, от непродолжительного контакта с холодным ничего опасного не произойдет — сначала возникнет спазм сосудов кожи, затем спазм сосудов мышц. Уже на этапе спазма сосудов кожи человек начнет испытывать реальный дискомфорт, поэтому он (человек с замерзшей попой) с холодного встанет, т.е. никаких реальных опасностей нет. Так что, получается, они, там, в Европе правы? В большинстве случаев да. Тем не менее, длительный контакт кожи ягодиц с холодными предметами, которые имеют большой размер и высокую теплопроводность (ну, например, гранитные ступеньки возле входа в музей) способен приводить к серьезному локальному переохлаждению и провоцировать спазм сосудов не только кожи и мышц, но и мочевыводящих путей, половых органов. А локальное переохлаждение седалищного нерва — это вообще отдельный риск. Но еще раз обращаю внимание: для того чтобы риск возник, необходимы несколько условий:

  • голая или малоодетая попа;
  • контактирующий с этой попой крупный холодный предмет с высокой теплопроводностью;
  • длительное время контакта.

Уменьшить риск можно. Для этого следует с малолетства (точнее, уже с этапа ползания) тренировать сосуды ягодиц, допуская эпизодические контакты с холодным полом, но продолжительность контактов контролировать. Опять-таки совершенно очевидно, что температура пола (даже необогреваемой кафельной плитки) несопоставима с таковой у ночевавшей под открытым зимним небом металлической скамейки.

Два нюанса, чисто европейских. Во-первых, мне кажется, что в большинстве европейских стран немного теплее, чем на большинстве российских территорий, и прямое сопоставление привычек жителей Брюсселя с привычками жителей Красноярска не вполне корректно. Во-вторых, современная Европа ничего не имеет против использования одноразовых подгузников, а у нас не только бабушки, но и многие врачи поют песни о перегреве яичек и других страстях. А ведь одноразовый подгузник — очень даже неплохой теплоизолятор. Согласитесь, что сидеть на кафеле в подгузнике или в мокрых трусах — это немножко разные вещи, а у европейцев не принято считать неполноценным трехлетнего ребенка в одноразовом подгузнике. В большинстве случаев наши родители анализировать и учиться не очень-то хотят. И эти разговоры про сосуды, теплопроводность, физиологические механизмы, контроль времени и т.д. и т.п. — все это нудно и не интересно. Зачем тратить время на разбирательства, если по телевизору показывают очередной сериал о несчастной любви! Поэтому от меня, как от врача, хотят прямого ответа: так можно или нет ходить по холодному? Так можно или нет сидеть на холодном? В первом случае я предпочитаю говорить «да», а во втором — «нет». Но здравый смысл — он или есть или нет. Если есть – так будет, как в Европе...

Все ответы

Комментарии 15

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Лучший комментарий
Валентина
29/06/2013 15:02

Валентина Россия, Челябинск

знания получили во время прочтения, так ещё и позитив)
7
loginovnn
31/01/2019 22:29 #

loginovnn

Евгений Олегович пишет, что риском переохлаждения кожи, мышц, мочевыводящих путей, половых органов и седалищного нерва является длительное время контакта с холодным полом и поэтому нужно контролировать продолжительность контактов.

Вопрос:

Правильно ли понимаю психологию ребенка, что он самостоятельно не может или не всегда может контролировать продолжительность контактов?
Например, он может увлечься игрой и не контролировать продолжительность контакта с холодным полом, то есть попа замерзнет, он будет испытывать дискомфорт, но с холодного своевременно не встанет.
Позже, рано или поздно ребенок переместится на теплое место, но за время сидения вред для здоровья может наступить.
Таков психологический аспект этой ситуации, этого риска?
Альфинурчик
09/12/2015 22:05 #

Альфинурчик

У меня есть история в тему) дело было на днях) на улице +3, собрались с сыном (3,5 года) в поликлинику. Прикинула-придется минут 40 пилить до неё. Решила повезу сына на ледянках, снег в основном есть на дороге, несмотря на плюс. Ну идём мы себе, замечу- никогошеньки не трогаем! И вдруг тётка ( извините, пожилая женщина лет 55), идущая навстречу, останавливается и тыча пальцем мне в грудь, быстро говорит: " Не катай его на санках, он почки застудит, всю жизнь у тебя с...ся будет!" и так же быстро уходит. Глаза не добрые, тон не то что недоброжелательный, а даже проклинающий какой-то! Видно все детство на ледянках катали))))
2
Stein
16/06/2015 00:34 #

Stein Россия, Санкт-Петербург

Слыхали выражение "золотая середина"? Холодный пол в арктическом климате и холодный пол в субтропиках - это два разных холодных пола. Раз. Куда ребенка ни усади, а проведывать его стоит все же чаще, чем на в час, так что если переохлаждение - вопрос времени, то тут не на Европы стоит ориентироваться, а на здравый смысл. Два. Ребенок, даже в год, хоть и не дотягивает многими умениями до взрослого, но и от безмозглого овоща отличается весьма радикально, так что если даже дитя не сообщает в письменном виде "любезная матушка, у меня задница обледенела", то он все равно или дрожит, или покрывается мурашками, а то и уползает из дискомфортной зоны, а то и мама-папа могут подойти и потрогать свое чадо, и уж только идиот не поймет, что дитя реально замерзло. Это три.
Думаем мозгом, а не стадным чувством!
1
anuta0581
03/12/2014 12:11 #

anuta0581

bolshaya problema cho dlia obsheniya s malishom (ladno mne ) no i babushkam prihoditsa sidet na tom je kafelnom, holodnom polu svoei ne privikshei popoi i spinoi
anuta0581
03/12/2014 12:05 #

anuta0581

a gde je godovalomu rebionku sidet kak ne na polu? ne posoju je ya ego na stul? daje zimoi, doma, on otkazivaetsya sidet na kovre, ne privyazivat je. tem bolee chto v nashem evropeiskom izraile zimoi +20
Jelena
04/11/2014 19:58 #

Jelena Великобритания, London

Абсолютно согласна с Camelias.
В Англии та же ерунда. И подгузники с сосками до 4-5 лет. И традиция сажать детей на бетонный пол на улице (и это не Испания, заметьте!). И многое другое, что говорит о том, что столь популярный у уважаемого доктора лозунг "проще относится к детям и родительству" хорош в меру.
1
elenita111
04/11/2014 18:03 #

elenita111 Испания, Ibiza

Я живу на острове, в Европе, постоянные диалоги с мужем, он защищает 12 месяцев в году ребенка от жары я от холода, все снять, даже панамку на пляже не всегда надо, в результате ребенок не любит ни рубашечку сверху футболочки в октябре ни кепку в мае. Кофе со льдом, кафель на полу и без носок....конечно мне не так просто... но вижу что все правы по-своему
1
Luziernaga
04/11/2014 18:01 #

Luziernaga Эквадор, Quito

Camelias - отвечу вам так, про приучение к горшку - верно со стороны упрощения и снижения затрат на подгузники. НО чисто физиологически, есть дети которые хоть и приучены к горшку, хоть и просятся, но терпеть и "держать в себе" ещё не умеют. Потому подгузник это не особенность воспитания ии показатель каколибо уровня - а банально перестраховка. Моему сыно почти 3 с половиной. До совсем недавноего времени я укладывала его спать в подгузнике, потому что невсегда угадывала - полностью ли от освободил свой мочевой пузырь на ночь. Стирать матрас дело муторное и тяжелое и долго сохнет. А подстилать клееночки не вариант - мой ребенок и так много потеет. Когда в течение недели подгузник стал оставаться сухим - я поерестала надеваеть его на малого. В дальнюю дорогу, детям до 4х лет тут в Эквадоре, да и я сама, одевают подгузники. Тоже, перестраховка... если ребенка укачает или сморит что он попроситься не успеет... лучше пусть уписяется во чтото непротекаемое. Далее - полы тут коврами устилают только в виде украшения под журнальный столик, и есть ковровые покрытия иногда в спальнях. В основном полы "плавающие" или паркет или кафель. Мой ребенок уже год играет и смотрит телевизор на прохладном деревянном полу, при открытой настеж входной двери (живем в квартире на 4ом этаже частного дома с отдельной внешней лестницей) квартира за ночь вымерзает (ночью от 8ми до 10 градусов на улице, центрального отопления нет) - и полы до полудня холодные... что НИРАЗУ за год (тьфу тьфу тьфу) не привели ни к простуде ни к переохлаждению. По дому бегает босиком, да... А бывает на полу не просто играет а засыпает. Я просто переношу на покрывало... Вобщем считаю что наши мамы жуткие перестраховщицы... В сравнении с местными мамашами, у которых дитё в школу топает в тонких ботиночках в дождь и может всю перемену играться и валятться во дворе а потом есть немытыми руками... и особо не болеет... может правда, чем меньше кудахтать над дитем, тем здоровее оно вырастит? просто следить чтоб не сильно опасно - а ко всему остальному можно и привыкнуть?
3
Ольга
04/11/2014 17:55 #

Ольга США, Minneapolis

всегда с уважением прислушивалась к советам, принимать - принимаю, понимаю, но только по той причине, что воспитана у нас в стране, потому то, что вдалбливали с детства, оно то из головы никуда не денется. НО. почти ежедневно сталкиваюсь с тем, что то, что вдалбливали нам не имеет никакого смысла с медицинсокй точки зрения. По поводу климата я вообще промолчу, есть штаты, которые по климатическим условиям значительно холоднее нашей страны, но только смысл не меняется. даже русские врачи, выученные нашей системой, но работающие здесь - уже считают по другому. ответ - доказано, что например сидение на холодном ни к чему плохому не приведёт. в моём то понимании как раз наоборот, я понимаю о чём Евгений Олегович речь ведёт, но опять таки, тут доказать невозможно, потому как клиничкски доказано например обратное. так что дети сидят на холодном, бегают босыми и в футболках зимой и кричат нам жарко, пьют ледяное молоко при температуре ниже нуля, и вообще ведут образ жизни, увидев который наши мамы попадали бы в обморок и при этом умудряются не болеть, ни в данном конкретном случае, ни вообще в целом. для меня загадка, но в принципе, как Евгений Олегович неоднократно сам писал, что ребёнок привыкает ко всему. так что с рождения давая ему волю сидеть на холодном, бегать голым в мороз и подымать грязное с земли и совать в рот в итоге ни к чему плохому получается тут и не ведёт. а слова просквозило тут в лексиконе вообще нет, ну нет такого состояния, при котором у нас начинаются объяснения всех болячек.
2
Olya_25
04/11/2014 16:56 #

Olya_25 Великобритания, London

Полностью согласна с доктором, тем более что если детей и сажают на землю, так это на очень короткое время, например для переклички. А насчет сосок и подгузников- так это зависит от родителей, в Англии врачи и дантисты против сосок и бутылок (мои младшии дети вообще не знали что это такое) и не помню чтоб я в подготовительном классе кого нибудь в подгузниках видела, писяются благополучно в штаны как и на просторах бывшего ссср
1
Camelias
25/03/2014 02:37 #

Camelias Франция, Courbevoie

Искренне уважаю Ваше мнение, Евгений Олегович, но позволю себе сделать несколько комментариев, во-первых, если в 3 года а в Европе ( в частности во Франции) детки начинают ходить в школу именно в этом возрасте, ребенок носит подгузники, это конечно не говорит о его неполноценности, но о том что родители не очень хотят заниматься ребенком, согласитесь, при наличии времени и желания и немного терпения, ребенка можно гораздо раньше приучить к горшку, туалету.
Насчет каменных, железных скамеек и холодных поп, возможно не Вы, ни я, ни люди в более или менее сознательном возрасте не будут долго сидеть на холодной скамейке, а вот маленький уставший ребенок будет, не потому что ему не холодно, а потому что выбора нет, или стой, или сиди, но мерзни. Честно говоря многие моменты европейского подхода к воспитанию детей оставляют желать лучшего, чего только стоят выше упомянутые подгузники или коляски до 5 лет, или бутылочки и соски у 5-6 летних детей, я уже не говорю про сосание пальца.Но как говорится это все слова на ветер, со своим самоваром в Тулу не ездят, приходится каким-то образом приспосабливаться к социуму в котором живем.
3
Настасья
21/03/2014 13:11 #

Настасья Россия, Краснодар

Спасибо,бабушкам нужно чаще бывать на вашем сайте )))
6
Мария
01/02/2014 14:29 #

Мария Россия, Санкт-Петербург

Cпасибо!
1
avdiy
09/10/2013 18:25 #

avdiy Украина, Киев

все логично, особенно понравилось о климате и подгузниках)
2

Скачивайте наши приложения